Из законов Хаммурапи.
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.
Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
<em>Главными причинами народных выступлений в первой четверти 18 века были:
</em>
- во-первых, народные выступления проходили из-за того, что местная администрация злоупотребляла властью и своими полномочиями, чем ухудшала положение народа;
- вольность казаков постоянно ограничивалась, ее пытались взять под контроль и заставить казаков платить налоги,
- гонения старообрядцев продолжались, они были не довольны политикой
- крестьяне на государственных заводах терпели невыносивые условия труда
- крепостной гнет только увеличивался, и это заставляло крестьян участвовать в народных выступлениях.
<em>Отличия этих причин от причин народных выступлений 18 века:
</em>
Многие причины народных волнений 18 века остались такими же, потому что эти проблемы не были искорены на протяжении всего столетия.
Поэтому недовольство бюрократизмом, злоупотребление полномочиями, выступления казаков, проживающих на окраинах продолжились, и не отличающихся от крепостных для властьимущих.
Но в первой четверти 18 века появилась новая причина для волнений. В народных выступлениях начали участвовать народы, которые проживали на окраинах страны, например, башкир.
Дело в том, что царское правительство намеревалось подчинить народы, которые проживали на окраинах страны для того, чтобы заставить их платить налоги, служить правительству. Но они были присоединены на условиях свободы и охраны окраин. Поэтому в конце 18 века появляется более ярко выраженный народно-освободительный характер движений.
<span>Основные причины войны: усиление противоречий среди феодалов и связи с выбором путей и форм гос. централизации в обстановке тататарских набегов, литовской экспансии и усиления борьбы крестьян и горожан против их эксплуатации; политич. и экономич. консолидация как великих (Московское, Тверское, Рязанское), так и удельных (Галицкое, Звенигородское, Можайское и др.) княжеств</span>
<span>В первые десятилетия XVIII века политическая и международная обстановка на Кавказе, по сравнению со второй половиной XVII века, очень осложнилась. За обладание этим регионом соперничали шахская Персия, Османская Турция и Россия. Чтобы не допустить утверждения на Кавказе Персии и Турции, Петр I вынужден был активизировать свою внешнюю политику в этом направлении1, для чего и был предпринят в 1722 — 1723 годах Каспийский поход.</span><span>Стараясь создать себе опору в Прикаспийских провинциях и тем самым упрочить свои позиции в присоединенных территориях, русское правительство привлекало сюда христианское население, в особенности армян. Известно, что еще до вышеназванного похода Петр I призывал армян и грузин к переселению в Прикаспийские районы. Неслучайно в сентябре 1722 года он поручил ехавшему в Картли подпоручику И.Толстому разузнать о возможности найти там людей, склонных к переселению в окрестности Дербента и Шемахи, а также «можно ль нанять их в … службу»2.</span><span>Генерал Матюшкин 18 августа 1723 года писал П.А.Толстому: «По прежней царской инструкции повелевалось бакинцев выслать из города, однако того сделать нельзя, поскольку от такого мероприятия от сальянских обывателей и из прочих деревень никаким харчевым припасом в Баку приезжали бы, более того близлежащих деревень могли разойтитца и не того немалого б плода не было»3. Вместе с тем Матюшкин сообщал и о другом указе Петра 1, касающемся отношения к местным жителям: «… по- мяхче ..». ежели б какое озлобление здешним жителям было учинено, то б ни откуду харчевого привозу не было и нефти покупать было ни в кому и пошлины б збирать не с ково»4.</span><span>Уже после взятия Баку, 14 сентября 1723 года, Петр I предписывал Матюшкину, чтобы в отношении бакинских жителей действовал по своему усмотрению, исходя из обстоятельств, «однако же сколько может без вреда, столь их людей убавить»5. Петр I советовал из Баку выслать, в основном, суннитов, то есть единоверцев Турции<span>4.</span></span><span>В дополнительных инструкциях от 22 мая 1724 г. Матюшкину поручалось разведать о возможностях поселения в Гиляне и Мазандаране русских7. Там же говорилось и о высылке бакинских жителей в Астрахань, а оттуда еще дальше, оставив в Баку лишь тех жителей, без которых невозможно обойтись. Здесь же предусматривались и радикальные меры: «…о смотрении между тем за женами и детьми оных жителей, чтобы не ушли, повелевая подозрительных людей не только в Баке, но и в других местах казнить'». Правда, здесь же содержалась и оговорка о том, что Матюшкин должен поступать «по своему усмотрению, так как дальность описки не терпит»9.</span><span>В октябре 1724 года в соответствии с указом Петра I Терский город был упразднен, а все его жители и остатки гарнизона, в том числе и жившие в нем терские городовые казаки, были переведены в крепость Святой Крест, как и жившие при Терках представители нерусских народностей. Тогда же к крепости Св. Креста Петр 1 переселил с Дона 1000 семей «сказочных» (то есть настоящих семейных и внесенных в списки, а не набродных) казаков10. Они поселились несколькими городками по реке Аграхани (500 семейств) и вверх от нее по Сулаку (500 семейств), образовав так называемое Аграханское казачье войско».</span><span>Однако уже в октябре 1724 года Петр I, получив известие о планировавшемся антироссийском выступлении в г. Баку, снова ужесточил свои указания, приказав генералу Матюшкину выслать бакинских жителей в Астрахань и оттуда в Москву, оставив лишь необходимое количество жителей, но и за ними установить строгий надзор, а всех подозрительных казнить</span><span>
</span>