После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега.
В 941 году Игорь отправился походом на Византию. Войско Русов вышло в море и двинулось к Константинополю. Поначалу всё предвещало быструю победу, но потом греки применили военную хитрость. Они стали разливать по поверхности моря горящую смесь смолы и других горючих веществ -- так называемый «греческий огонь». Огонь расползался по морской глади и жёг русские корабли. Ладьи вспыхивали одна за другой, Русичи бросались за борт, пытаясь спастись. Разгром был страшным, и лишь немногие воины вернулись на Русь.
Через несколько лет Игорь вновь двинул войска на Константинополь. Сила Руси была огромна. Византийский двор всполошился, а императоры (тогда в Византии царствовали два брата) послали князю богатые дары и запросили мира. Игорь повернул свои дружины назад. Заключённый им в 944 году договор содержал ряд ограничений для русских купцов по сравнению с договорами Олега, но оставался выгодным для них. В этом договоре владения киевского князя впервые были названы Русской землёй. Пока киевский князь совершал военные походы, дань с русских земель собирал воевода.
В 945 году князь Игорь собрал с древлян очень богатую дань -- в два раза больше обычной. По дороге в Киев Игорь решил, что добыча могла бы быть ещё большей. Он отправил обоз с данью вперёд, а сам с небольшой дружиной вернулся к древлянам и снова потребовал дань. На этот раз древляне возмутились -- ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его». К Игорю пришли послы и заявили, что древляне отказываются платить новую дань. Игорь стоял на своём. Тогда древляне вышли из своего города Искоростеня и внезапно напали на князя. Дружинников перебили, а Игоря, захватив в плен, жестоко казнили. По слова Иоанна Цимсхия «он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Около Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом. Отныне древляне перестали подчиняться Киеву. Таким образом, единство государства оказалось под угрозой.
После смерти князя Игоря управление страной взяла в свои руки его вдова Ольга. Она была родом из северного русского города Пскова и славилась умом и красотой. Послов древлянского князя Мала, который хотел жениться на Ольге, приказала убить, а город Искоростень сжечь дотла. Согласно Повести временных лет, «В лето 946 она устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа её... И стояла Ольга всё лето, и не могла взять города... Древляне же спросили: «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мёд и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало...» Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге... Ольга же, раздав воинам -- кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры). И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда... И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы ни горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
Для каждого племени княгиня определила точные размеры дани -- уроки и места её сбора -- погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа.
Ольга пыталась установить добрые отношения с соседними странами, и прежде всего -- с Византией. В сопровождении большой свиты княгиня отправилась в Константинополь. Император Константин Багрянородный долго беседовал с Ольгой и восхищался её умом. Самое главное, Ольга приняла крещение и новое христианское имя Елена. Она стала первой христианкой в княжеской семье. Ольга понимала, что если Русь останется языческой страной, христианские государства будут относиться к ней как к «варварской», «дикой». Христианство могло бы укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси, приобщить к высокой духовной культуре христианской цивилизации. Но Ольге не удалось распространить христианство на Руси. Когда она предложила креститься своему сыну Святославу, он лишь презрительно усмехнулся. Против крещения была настроена княжеская дружина. Языческие традиции оказались сильнее. Русская православная церковь причислила первую русскую княгиню-христианку к лику святых.
<span>ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 История Выпуск 2 (25) УДК 94( )"17/1917": МЕЩАНЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА: ИСТОРИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1 А. В. Ушаков Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, , г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 Рассмотрено демографическое развитие мещанского сословия и его место в социальносословной структуре населения городов и уездов Камско-Вятского региона (Глазовский, Елабужский, Малмыжский, Сарапульский уезды). Проанализированы основные источники и факторы изменения численности представителей мещанского сословия. Выявлен ряд тенденций, свойственных демографическим процессам в среде мещан. Отмечены общие и отличительные признаки демографического развития мещанского сословия региона и России в целом. Ключевые слова: мещане, сословия, горожане, демография, миграционные процессы, правовой статус. Форсированные Великими реформами трансформационные процессы открыли качественно новый этап социально-экономического развития в истории России. Город, выйдя победителем из противостояния с деревней, начал активно наращивать свой потенциал в качестве торговопромышленного и культурного центра. Результаты преобразований нашли проявление в протекавших в городской среде демографических процессах. Мещанское сословие, коренной слой населения городов, оказалось в центре упомянутых явлений, а потому представляет особый интерес в связи с изучением урбанистических процессов пореформенного времени. В общероссийском масштабе исследуемые нами вопросы освещались в работах А.Г. Рашина [Рашин, 1956], П.Г. Рындзюнского [Рындзюнский, 1958; 1978], Б.Н. Миронова [Миронов, 1990; 2003], Л.В. Кошман [Кошман, 2008а; 2008б, с.3 20], Т.В. Бессоновой [Бессонова, 2006, с ]. Региональные аспекты были выделены в работах А.П. Каплуновского [Каплуновский, 2000], В.В. Белослудцевой [Белослудцева, 2006], З.М. Кобозевой [Кобозева, 2013], Ю.М. Гончарова, В.С. Чутчева [Гончаров, Чутчев, 2004], Л.А. Одинцовой [Одинцова, 2011], И.Н. Смирнова [Смирнов, 2007], А.В. Долгопятова [Долгопятов, 2010]. Проблемы истории мещанского сословия на территории «удмуртских уездов» затрагивались в отдельных трудах Н.П. Лигенко [Лигенко, 1988, с ; 2001; 2004, с ], Д.М. Пюрияйнен [Пюрияйнен, 2013], Т.А. Васиной [Васина, 2006], Н.А. Родионова [Родионов, 2009], Г.И. Обуховой [Обухова, 1996, с ], А.А. Александрова [Александров, 1996]. В целом в современной отечественной историографии следует отметить повышение интереса к истории мещанского сословия. Законодательное оформление сословия мещан в России («горожане» польск.) произошло в Жалованной грамоте городам 1785 г. На протяжении XIX в. мещане составляли от одной трети (1811 г. 35.1%) до половины городского населения (1897 г. 44,3%) [Рашин, 1956, с ]. Будучи частью сословия городских обывателей, мещане находились в податном состоянии: несли рекрутскую повинность, платили подушные подати, нуждались в особых паспортах для выезда за пределы места приписки. Таким образом, в своем правовом статусе и численном составе мещане были в известной степени сходны с крестьянами. Ценные сведения о демографической составляющей истории региона содержатся в материалах Вятского губернского статистического комитета и Первой всероссийской переписи населения (1897 г.). Посемейные списки мещан и книги регистрации приговоров мещанских обществ являются важными источниками изучения процессов межсословной мобильности, а также отслеживания миграционных процессов в среде мещан. В нашей работе сосредоточено внимание на четырех уездах (Глазовский, Елабужский, Малмыжский, Сарапульский), в основном составивших территорию современной Удмуртии. Рассмотрим место, занимаемое мещанами в демографической картине городов региона (табл. 1). А. В. Ушаков,</span>
Германская империя, Великобритания и Франция имели много колонии. Германия имела землю в Океании, в Африке и в Китае. Великобритания была колониальной империей. В начале 20 века она колонизировала часть Африки с Францией.
Также в Индии, в Китае были колонии также и не много островов в Америке. Эти колонии сыграли не мало важную роль в 1 мировой войне.