В.Г.Белинский в статье «Басни И.Крылова» отметил роль сатиры, как жанра в истории русской литературы. «Истинным своим торжеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один из нас— истинный и великий баснописец. Все другие, даже самые талантливые относятся к нему, как беллетристы к художнику. Как бы ни изощрялись предшественники И.А.Крылова в искусстве осмеять пороки и грехи человека, их сатиры басни эпиграммы уступают место ярким сатирическим образам, оставшимся навеки в русской литературе».1 Как мастерски в баснях И.А.Крылова соединяются обиходная мудрость и философская правда жизни! Басня в творчестве И.А.Крылова по словам В.Г.Белинского воспринимается, как маленькая повесть драма «с лицами и характерам поэтически подчеркнутыми». Мы с интересом наблюдаем за тем, как динамично развивается та или иная бытовая ситуация, как глупые и хитрые алчные и корыстные звери так похожие на людей становятся своеобразной жертвой своих же пороков. Язык и стиль басен И.А.Крылова не что иное, как кладезь народной мудрости. «В его баснях, как в чистом полированном зеркале отражается русский практический ум с его кажущейся неповоротливостью, но с острыми зубами; с его сметливостью, остротою и добродушно саркастическою несмешливостью».2 В.Г.Белинский оценивает, как талант баснописца, так и талант русского народа.
Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил, что они все стояли на реке
Перебрав по пальцам знакомые села-деепричастный оборот,подчеркиваем как обстоятельство
Перебрав (как?) по пальцам-обстоятельство
Села (какие?) знакомые-определение
Перебрав (что?) села-дополнение
Я-подлежащее,выраженное существительным
Обнаружил-сказуемое, выраженное глаголом
Я обнаружил -главное предложение,от него задаем вопрос к придаточному :обнаружил (что? )
Что они все стояли на реке - придатояная часть или придаточные предложение
Что-союз
Они -подлежащее,выраженное существительным
Все-тоже подлежащее,выраженное местоимением
Стояли -сказуемое,выраженное глаголом
Стояли (где?) на реке-обстоятельство или
стояли (на чем?) на реке-тогда дополнение
Характеристика:
1.Повествоваьельное
2.Невосклицательное
3.Двусоставное
4.Распространенное
5.Полное
6.Осложнено деепричастным оборотом
Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является первым завершенным его произведением. Писатель работал над ним с 1850/51 по 1852 год. В том же году повесть была издана в журнале “Современник” по названием “История моего детства”. Толстой задумал большой роман, состоящий из четырех частей: “Детство”, “Отрочество”, “Юность” и “Молодость”, но до конца его так и не дописал. На сегодняшний день существует трилогия, но тоже незаконченная.
Толстой считал, что каждый этап жизни человека уникален, он хотел запечатлеть характерные черты этих этапов, особенности развития человека, постичь его в становлении, взаимодействии с обществом, а также показать влияние этого общества на убеждения человека.
Главный герой повести Толстого – Николенька Иртеньев. Ему всего десять лет. Он очень наблюдателен, ничего не скрывается от глаз его, он видит и внешние и внутренние изменения в поведении окружающих. Он человек думающий, рассуждающий, анализирующий и оценивающий себя, людей и события. Очень критично относится к своим поступкам, старается жить по совести. Присущий ему дар сердечности заставляет его стремиться быть лучше, чище, справедливее, уметь видеть слабые и дурные стороны своей натуры и безжалостно судить себя за каждый проступок. Николенька смотрит на старших и пытается понять, почему они поступают именно так. Он разглядывает их лица, и ему нравится угадывать настроение по улыбке и выражению глаз. Любование родителями приводим его к мысли: “А за что можно полюбить меня?”.
Когда Николенька едет в Москву, он испытывает чувство горечи расставания с усадьбой, с дворовыми людьми, к которым так привык, при расставании...
с матерью даже плачет. Но вскоре им овладевает новое чувство – первая влюбленность, и искренние переживания героя говорят нам о чистоте его помыслов. После смерти родного человека, матери, Николенька ощущает вселенское горе, и весь его счастливый мир рушится от несправедливости и непонимания происходящего.
Николенька обладает чертами характера, которые имел сам Толстой, когда был ребенком, да и другие персонажи тоже похожи на реальных друзей или родственников писателя. Но все же целью Толстого было не рассказать о том, как прошло его детство, а раскрыть смысл этого этапа в развитии человека. Он хотел показать, каков он – мир детства, чем живет ребенок, о чем мечтает, что чувствует, каким видит мир и людей вокруг себя.
Особенно важен писателю момент счастья детства, ведь для ребенка это искренняя любовь, доверчивость, непосредственность, чистота и, конечно, мама. Но не все так безоблачно бывает в детстве. Николенька сталкивается с пока непостижимой для его сердца стороной жизни – смертью матери. Трепетное отношение к самому близкому человеку на земле естественно и безмерно. Он вдруг понял, что все вокруг не так уж радостно, ведь раньше его оберегала от всех бед любовь матери. Ему открылась еще одна истина – близкие люди могут лицемерить, и горе для одного может быть безразлично другому.
Толстой любил свое первое произведение. “Когда я писал “Детство”, – говорил он в 1908 году, – то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства”.
1. Сшита - причастие (краткое): совершенный вид, прошедшее время, страдательный залог, женский род, единственное число
2. подбитая - причастие (полное): совершенный вид, переходный, прошедшее время, страдательный залог, женский род, единственное число, Именительный падеж
3. разорванный - причастие (полное): совершенный вид, переходный, прошедшее время, страдательный залог, мужской род, единственное число, именительный падеж
4. присыпанные - причастие (полное): совершенный вид, переходный, прошедшее время, страдательный залог, неодушевлённое, множественное число, винительный падеж