Столица — Мадрид
Столица — Лиссабон
Столица — Париж
Столица — Андорра-ла-Велья
Под влиянием успехов математического естествознания складывалась новая философия. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Рене Декарт, считавший конечной целью науки практическую пользу.<span>В конце XVI – н. XVI в. Галилей заложил основы новой механики-динамики, сделал важные открытия в области астрономии, И.Кеплер обобщил астрономические наблюдения в математических формулах (законы Кеплера). Множественность вселенных в бесконечности космоса – такова картина мировоздания, которая призвана была сменить
картину, рисовавшуюся Аристотелю и Птолемею.
</span><span>Научная революция завершилась трудами И.Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и создал классическую механику. Объяснение мироздания отныне стало причинно-следственным (до этого оно носило телеологический характер).
</span>
Важный вклад в развитие европейской науки XVII в. внес уроженец белорусских земель Казимир Семенович – выдающийся ученый, теоретик артиллерии и пиротехники. (1600-1651 гг.). Один из его трудов "Вялікае мастацва артылерыі", изданный в Амстердаме уже в XVII, XVIII в. был переведен на французский, английский, немецкий языки. Он первым в новой истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты, которая на современном уровне начала реализоваться в ХХ ст. и сейчас является основным носителем всех космических аппаратов.
В начале XVII в. витебский ученый И.Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал восточнославянский алфавит ("белорусские литеры"). Его шрифт сейчас используется всеми народами, в основе письменности которых – кириллица (белорусы, русские, украинцы, болгары, сербы).
русскую, украинскую и, в целом, в славянскую культуру вошел выдающийся представитель земли белорусской М.Смотрицкий, написавший одну из первых грамматик в истории славянского языковедения. Это "Грамматіка Славенския правилнае синтагма", изданная в 1619 г.
В XVII в. на белорусских землях широкое распространение имели православные братские школы, где изучались разные предметы в т.ч. белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С.Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I.
Геродот(ок. 484 — ок. 425 до н. э.)Отцом истории называют этого выдающегося древнегреческого ученого.Он родился в малоазийском городе Галикарнасе. В молодости Геродот участвовал в политической борьбе и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет.Особенно привлекал Геродота Восток, культурные достижения которого вызывали у него восхищение. Он побывал в Ливии, Вавилоне, Ассирии, посетил многие греческие государства и Македонию. Особенно запомнился ему Египет. Вот как описывает Геродот обычаи египтян. «Как небо над египтянами отличается от неба других стран и река их имеет иную природу, чем все прочие реки, так подобно этому многие нравы и обычаи их противоположны нравам и обычаям остальных людей. Женщины у них ходят на рынок и торгуют, а мужчины сидят дома и ткут. У всех остальных людей толкают уток вверх, а у египтян вниз. Мужчины у них носят тяжести на голове, женщины на плечах. Ни одна женщина не выполняет жреческих обязанностей ни при мужском, ни при женском божестве, и жреческие должности исполняют только мужчины как при богах, так и при богинях. Сыновья вовсе не обязаны, если они того не хотят, содержать родителей, дочери же, наоборот, обязаны это делать непременно, хотя бы они того и не желали».Но второй родиной Геродота стали Афины, где он провел значительную часть жизни. Здесь Геродот сблизился с самим правителем Афинского государства Периклом, талантливым, образованным человеком. Дружил и с философом Сократом. В это время как раз начала развиваться историческая наука, большой вклад в которую внес и Геродот.Стремясь сохранить для потомков память о победах эллинов над могущественной тогда Персией, он написал историю греко-персидских войн. И поставил своей задачей рассказать не только о военных действиях, но и об истории народов, которые в них участвовали. Собирая материал для своего труда, Геродот записал то, что видел сам, что слышал от местных жителей и о недавних событиях, и о далеком прошлом. Благодаря ему мы теперь знаем нравы и обычаи древних греков, народов стран Востока и юга нашей страны.Труды Геродота снискали ему славу и признание, но вряд ли бы он стал «отцом истории», если бы не создал целостную картину всего средиземноморского мира, не представил ее как историю многих народов. Описания жизни народов Египта, Сирии, Финикии, Македонии таковы, что они могли быть сделаны только очевидцем. Бытовые зарисовки, точные характеристики религиозных обрядов, детали врачевания свидетельствуют о любознательности и наблюдательности Геродота. Таким образом, он является и этнографом.Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз, покровительниц науки, поэзии и искусства: Клио — муза истории, Евтерпа — муза лирической поэзии, Талия — муза комедии, Мельпомена — муза трагедии, Терпсихора — муза танцев, Эрато — муза любовной поэзии, Полигимния — муза гимнов, Урания — муза астрономии, Каллиопа — муза эпической поэзии. Действительно, в замечательном труде великого историка гармонично сочетаются элементы науки и искусства, многие страницы пронизаны юмором.<span>До нас дошло несколько списков труда Геродота, они хранятся в Париже, Флоренции, Риме. Впервые «История» напечатана в 1502 г. в Италии, а в России — в 1763 г. Последнее издание сочинения Геродота осуществлено у нас в 1993 г.</span>
Внешняя торговля до Московской компании
В XV веке в Москву приезжали купцы из Германии и Польши, они покупали пушнину. Зимой в Москву ехали через Смоленск, летом — по Москве реке. Водный путь считался не удобным. В XVI веке в Москву приезжали преимущественно поляки. Все привезённые товары должны были быть в начале предъявлены для выбора царской казне. Старинное русское правило, соблюдалось с XV века (Как сообщал один англичанин «Царь был первым купцом России») . Это приводило к задержкам. В Новгороде это правило исполнялось не так строго, поэтому Великий Новгород был более крупным торговым центром, чем Москва. Немцы, шведы и ливонцы ездили в Новгород.
В первой половине XVI века крупным торговым центром был Дмитров. В Дмитрове разгружали корабли, пришедшие по Волге, и далее товары везли в Москву по суше. В Дмитрове возник крупный торг рыбой, в окрестных сёлах торговали хлебом, солью и скотом.
Крупнейшая ярмарка в XVI веке располагалась в устье реки Молога («Ярмарка Холопьего городка») . Торг продолжался четыре месяца. На ярмарку приезжали немцы, поляки, греки, итальянцы, литовцы, персияне. Основные товары: одежда, ткани, металлические изделия, пушнина.
В начале XVI века в Новгороде торгуют фламандцы, литвины. В XVII веке Новгород стал центром торговли металлами: медь, свинец и железо; за границу из Новгорода вывозят хлеб. В Пскове торговали ливонцы, они в больших количествах покупали воск и мёд.
В Вологде был складочный пункт льна и сала. Из Вологды их отправляли в Новгород. В Устюге проходила меновая торговля мехом. С начала XV века начинается торговое плавание между Устюгом и Холмогорами. В Холмогорах возникает меховая ярмарка. Из Холмогор промышленники достигали Иртыша.
В первой половине XVI века в Ярославле закупали хлеб. Москва была крупным центром розничной торговли, особенно дорогих товаров.
В XV веке в Казани закупали меха (в основном, белку) и бухарские шелковые ткани.
В конце XV века между Москвой и Астраханью ходили караваны. Основные товары соль и лошади. Караваны шли вдоль Волги.
<span>Другой путь на юг шел по Дону до Азова, и по Азовскому морю до Кафы. Третий маршрут проходил по Днепру до Вязьмы. Вязьма была крупным складочным пунктом. Из Киева караваны шли по суше до Кафы.</span>