После прочтения этой сцены можно увидеть на сколько безграмотен Митрофан,как он относиться к учителям(он их там унижает,а мать этому даже рада)
А.Платонов. `Солдат и царица` (сказка-быль). Главные герои. Находчивость и смекалка героя.<span>
<span><span>Цель </span>– познакомить учащихся со сказкой – былью А. Платонова, работать над умением составлять план сказки: цитатный и вопросный; учить умению давать характеристику героям сказа, находить в тексте аргументы для подтверждения ответов на вопросы.</span>
<span><span>I.<span> </span></span><span>Оргмомент. </span></span>
<span>II.<span> <span>Актуализация опорных знаний. </span>Чтение статьи в учебнике о Платонове самостоятельно.
<span>1)<span> </span></span>Зачитать вслух фразы, которые показались наиболее важными.
«Каждый человек должен понять, что только он сам может, если захочет, изменить жизнь и свою унылую действительность к лучшему, сделать жизнь умнее, добрее и красивее».
<span>2)<span> </span></span>Подумайте, нет ли противоречия в определении жанра произведения «Солдат и царица» - сказка – быль.( Учащиеся предполагают, что это бытовая сказка).
<span>III.<span> </span></span>Чтение сказки – были учителем.
<span>IV.<span> </span></span><span>Вопросы для обсуждения. </span>
<span>1)<span> </span></span>Чем необычна сказка?
<span>2)<span> </span></span>Какие похожие истории об обмене ролями вам известны? («Принц и нищий» Марк Твена)
<span>3)<span> </span></span>Почему автор назвал своё произведение сказка-быль? (Главный герой – солдат. Автор подчёркивает, что рассказчик – свидетель событий, обычный человек). Приведите примеры. (Приводят примеры его высказываний: «Царица совсем оробела, сидит перед ним и трясётся от страха». «Да хвать сапожника по затылку» и т. д.).
<span>4)<span> </span></span>Какие приметы народной сказки есть в этом произведении?
<span>5)<span> </span></span>Перескажите сюжет сказки.
<span>V.<span> </span></span>Самостоятельная работа (по вариантам)
Задание. Составить цитатный план: 1 вариант - тезисный;
2 вариант - вопросный. (Планы сопоставляются, РТ, стр.43.)
<span>Индивидуальное задание. </span>Пересказать сюжет сказки.
<span>VI.<span> </span></span>Работа в группе. (Обсуждаем, предполагаем, делаем вывод).
1)<span> Почему солдат обратился за помощью к дураку?
2)<span> Как ведут себя царица и сапожница, поменявшись местами? Сравните их.
3)<span> Какими словами мы характеризуем царицу, какими сапожницу?
4)<span> Почему сапожница вернулась домой?
5)<span> Почему царица не отменила указ сапожницы?
6)<span> Изменилась ли царица?
Вывод: царица вовсе не изменилась. «Искипело злобой сердце царицы», - говорит рассказчик. В конце же замечает: «Царице веры нету и не будет». Она сдерживает себя и боится снова проснуться в доме сапожника. Нос вой характер царица не поменяла. Наверное, поэтому перед нами не просто сказка, а сказка-быль.
<span>Рефлексия. 1) </span>Грустная это сказка или весёлая?
2)Откуда берется зло в жизни людей.
<span>Домашнее задание. 1. </span>Пересказ сюжета сказки.
<span>Опережающее задание. </span>Читать: В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал» 1-10 главы.
<span>Составить презентацию. Жизнь и творчество В.Г. Губарева. 5-9 слайдов.</span></span></span></span></span></span></span></span></span></span>
Это одно из самых популярных произведений Лескова. Написано в форме народного сказа в 1881 году и тогда же опубликовано в журнале «Русь» под названием «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».
<span>Подзаголовок «Цеховая легенда» и замечание Лескова в предисловии к первому отдельному изданию 1882 года, в котором говорится о том, что он «записал» эту легенду, дали основание читателям и литературоведам рассматривать сказ как переложенную Лесковым народную былину, «специально оружейничью легенду». </span>
<span>На самом же деле предисловие и рассказчик, от имени которого якобы ведется повествование,— это всего лишь литературно-художественный прием, рамка, в которую вставлен сказ. </span>
<span>Лесков часто пользовался этим приемом для придания своему повествованию не только художественной, но и бытовой «достоверности». С этой целью им указывался и мнимый источник сюжета, в данном случае старый сестрорецкий оружейник, выходец из Тулы. </span>
<span>Историческая «достоверность» достигается тем, что в рассказе фигурируют атаман Платов, Клейнмихель, Скобелев и другие исторические лица, а также некоторые исторические детали первой половины XIX века. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Левша рассказ. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Но историческая «достоверность» — это тоже всего лишь фон, художественное средство, часто применяемое Лесковым в его творчестве. В произведении не всегда соблюдается хронологическая последовательность событий, встречаются анахронизмы. Однако при этом «общий дух» эпохи крепостнической России в рассказе, по словам самого автора, «схвачен метко и верно». </span>
<span>Рассказ вызвал у читателей полную иллюзию народной легенды, и Лесков уже в том же 1882 году в своем «литературном объяснении» должен был сказать, что «Левша есть лицо... выдуманное». </span>
<span>В последнем прижизненном издании «Левши», в собрании сочинений 1894 года, автор переместил акценты в названии с «блохи» на «Левшу», подчеркнув тем самым определяющее значение именно характера героя, а не «цехового» мастера в содержании сказа. </span>
<span>Сам Лесков отмечал сущность и значение образа Левши как «выразителя русского народа». </span>
<span>Ранее писатель создал образы «молодцов-богатырей» типа Ивана Северьяновича Флягина или Голована. К этому ряду принадлежит и Левша. Только вся красота и сила Левши сосредоточены в его поистине чудесном таланте самородка, мастера на все руки. А с виду герой сказа не просто неказист — внешне он должен был производить впечатление чуть ли не урода: левша, да еще косой! Лесков очень тонко отражает здесь черту народных сказаний, в которых неуклюжий, простодушный Иванушка часто становится победителем в головоломных, сложных ситуациях. </span>
<span>По своей сущности Левша — характер народно-героический, «олицетворенный народной фантазией миф». Поистине безгранична любовь Левши к своей родине и готовность к самопожертвованию ради ее блага. </span>
<span>Знатные особы и чиновники изображены в рассказе тупыми, жестокими, чванливыми людьми, сидящими на шее у народа. Таковы оба императора, граф Клейнмихель, генерал Скобелев и даже атаман Платов. </span>
<span>Неподражаем и неповторим язык сказа, насыщенный яркой народной лексикой в особой, лесковской, ее обработке. Языковые новообразования Лескова некоторыми критиками расценивались как бездумное манерничанье или просто чудачество. </span>
<span>На самом же деле, по замечанию самого автора этот «своеобразный язык» давался «очень трудно» и являлся результатом кропотливой, «мозаической работы». </span>
<span>Основное повествование, которое ведется от лица рассказчика, простого оружейника, характеризуется юмористическим речевым настроем, которым как бы подчеркивается «эпический характер его главного героя» и трагическая судьба этого, по существу, безымянного гения с очень «человечкиной душою». </span>
<span>И только в последней, очень короткой, двадцатой главе, которая служит послесловием, повествование ведется от лица автора. Здесь отсутствует речевая манера сказа и употребляется чисто литературная лексика. </span>
<span>«Левша» был тепло встречен читателями, многократно переиздавался при жизни и после смерти писателя и вошел в золотой фонд русской классической литературы. </span>
Готовые школьные сочинения
Поиск
Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.
Поиск
Гуманизм образа Гамлета в одноименной трагедии Шекспира
Апр
20
2010
Гуманизм Гамлета действенный, активный. Чем больше герой задумывается над своим несчастьем, тем четче, яснее представляет себе масштабы общественного зла, на борьбу с которым он выступает, и тем четче вырисовывается перед нами душевное благородство и необыкновенная смелость человека, который отважился на такой страшный поединок». В Гамлете побеждает сила духа. Упрекая себя за временное промедление, за то, что не смог сразу справиться со своим страданьем, он избирает путь активного вмешательства в события и готов, «ополчась на море смут, сразить их противоборством». И первым шагом активного действия явилось «зрелище-петля», чтоб заарканить совесть короля». Клавдий не выдерживает испытания. Побледнев, он покидает представление, чем подтверждает свою виновность и укрепляет решимость Гамлета.
Дальше события развиваются стремительно. В тот же вечер состоялось объяснение принца с матерью, которую он тоже не щадит и раскрывает ей глаза на гнусность брака с дядей, заставляет заглянуть в себя и увидеть в душе своей «столько черных пятен, что их ничем не вывести».
Идя на объяснение с матерью,
Гамлет занес было меч над головой
Клавдия, но остановился
И не слабость была тому причиной.
Король молился.
И убив его за молитвой,
шлет подарил бы ему небесное прощенье.
(Объясняя поведение принца в эту минуту, нельзя не учитывать эпоху).
А Гамлету хотелось покарать злодея не только на земле, застав за черным делом, но не дать ему и прощения небесного. Вот почему он так решительно пронзил мечом того, кто, прячась за ковром, подслушивал сто разговор с матерью, и так огорчился, когда оказалось, что это был не Клавдий. Нечаянное убийство Полония повлекло за собой открытую; борьбу Клавдия против принца, но теперь Гамлет морально был уже готов к сражению и даже преднамеренно обостряет отношения с дядей. В присутствии придворных не говорит, что король - это пища червей, для которых он такая же снедь, как и сухопарый нищий. Проницательность подсказывает Гамлету, что предложение отправиться в Англию - ловушка. И хотя силы не равны! он готов сразиться с врагами. В разговоре с матерью он замечает:
«Есть прелесть в том, когда две хитрости столкнутся лбом».
Словно боец на поле брани,
Гамлет намерен «врыться глубже их аршином, чтоб их пустить к луне».
Так и случилось: вместо себя принц отправил на смерть «друзей» - предателей.
Поведение принца на корабле, находчивость и стремительность убеждают нас в его способности к решительным действиям. По мере того, как развивается действие, воля принца мужает, он одобряет решительность Фортинбраса, который «вступит в бой из-за былинки, когда задета честь». Все, что случилось во время состязания Гамлета и Лаэрта на рапирах, подготовленного королем, явилось разоблачением Клавдия и произошло на глазах у придворных, убедившихся в вероломстве и лицэмерии узурпатора. Злодей казнен, но и сам принц смертельно ранен. Гамлет одержал моральную победу, не смирился со злом, не отказался от борьбы. Но ему так и не удалось исправить «вывихнутый век».
Трагедия Гамлета состояла в том, что, сознавая необходимость борьбы и духовно уже готовый к ней, он оставался одиноким и не знал, как осуществить свое назначение бсрца, призванного восстановить справедливость, Мысль об опоре на народ у принца не возникала.
Таким образом, в Гамлете Шекспир показал не только силу мироощущения гуманистов Англии XVI века, их ненависть к тирании, непримиримость к насилию, но и слабость, колебание, неуверенность.
Предыдущие Сочинения: Характеристика образа Офелии в трагедии Шекспира «Гамлет»
Следующие Сочинения: Сюжет и композиция трагедии Шекспира «Гамлет»
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Гуманизм образа Гамлета в одноименной трагедии Шекспира . Литературные сочинения!