Все виды ненаучного экономического знания можно разделить на три основных группы:
1) религиозное и мистическое экономическое знание;
2) «идеологическое», «иллюзорное» экономическое знание;
3) обыденное экономическое знание (ОЭЗ).
Каждый из этих видов ненаучного экономического знания конструирует свои собственные методы экономического исследования, направленные на достижение «подлинной истины» об экономических процессах. На деле же результат здесь бывает трояким: либо экономическая истина (правильное, близкое к научному, представление об экономических явлениях и фактах), либо экономическое заблуждение (ошибочное экономическое знание), либо экономическая ложь (сознательное искажение, подтасовка экономического знания с целью извлечения идеологических или каких-то иных выгод)[190]190 Более частным случаем экономической лжи является экономическая софистика – использование в экономических умозаключениях намеренного нарушения правил формальной логики с целью ввести кого-либо в заблуждение.
Приведем примеры действия экономических методов в отношении каждого вида ненаучного экономического знания.
Для иллюстрации религиозно-мистического подхода возьмем подход к проблеме ростовщичества в античной и средневековой христианской философии. Почему христианские мыслители так настойчиво осуждали ссудный процент и кредит (выдачей которого и занимались ростовщики), хотя в хозяйственном отношении без этого никак нельзя было обойтись?
Метод, задействованный ими, был исключительно ненаучный: это была ссылка на авторитет (или, что то же самое, вера в авторитет) – авторитет Священного Писания (Библии) и авторитет Аристотеля. Если в Писании ветхозаветный или новозаветный Бог запрещал ростовщичество[191]191 Например, в Ветхом Завете сказано: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок, пришлец он или поселенец, чтобы жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я, Господь, хочу] чтобы жил твой брат с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Левит, 25:35–37). , то это надо было принимать без всякого возражения. «Бог всегда прав» – этот принцип распространялся и на хозяйственную жизнь.
Вторым аргументом была ссылка на Аристотеля как безусловного авторитета в этом вопросе. Последний утверждал, что деньги могут быть проданы только по своей собственной цене, которая безусловна и является справедливой. Если кто-либо отдает деньги взаймы и берет за них процент, то это значит, что деньги продаются выше собственной себестоимости и должник оплачивает не только цену денег, но их использование. Товар (т. е. деньги), по сути, продается дважды, а это несправедливо[192]192 Средневековые дискуссии о природе ростовщичества обозреваются в кн.: История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашовой. М., 2001. С. 23–26.
Таким образом, ссылка на авторитет, зафиксированная в письменном источнике (Библия, сочинения Аристотеля), служила важнейшим аргументом в экономическом споре и de facto выступала как метод (ненаучного) экономического исследования.
Я не согласен с этим так как каждый человек сам ставит перед собой определенную цель. Если человек человек поставил перед собой цель хорошо учится например он будет добиваться этого. По этому это тут не причем ценностные ориентации определяют
Многие века складывалась культура народа. Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Оно тем и прекрасно, что создаётся избранными, а принадлежит миллионам и передаётся из поколения в поколение. Бессмертны прекрасные творения Рафаэля и Айвазовского, Данте и Шекспира, Моцарта и Чайковского, Пушкина и Лермонтова. «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле», - справедливо заметил Бертольт Брехт. Культура прошлых поколений создала нас теперешних. Без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.
Вопросы о роли искусства в обществе, об ответственности художника за свой труд нашли отражение в повести Н.В.Гоголя «Портрет». Образом художника Чарткова писатель показывает, что на пути истинного творца имеются преграды: это и желание прославиться, и стремление к быстрому обогащению деньгами. Художник, как и любой человек, подвержен соблазну. «В страсти к искусству, - говорил Гоголь,- много искушающей прелести увлечения – но только в соединении с любовью к добру, к светлому в человеке может просветить она и творящего, и тех, для кого он творит».
Главный герой избирает другую дорогу. Он губит красивые полотна, убивает добро. А талант, расставшийся с добром, - это разрушитель личности. И автор выносит приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл её, а не заслужил». Ведь талантом наделён не каждый человек, потому свои способности и силы он должен умело направлять, должен распространять любовь, свет, тепло, поучать. Вообще, Н.В.Гоголь рассматривал искусство даже как разновидность государственной службы. Кто имеет талант, тот должен быть чище.
Талант без веры, без покаяния в грехах не принёс пользы ни Чарткову, так и не сумевшему очистить свою душу и сошедшему с ума, не принесёт пользы и людям.
Истинное искусство должно иметь доброе гуманное начало с вековыми традициями. А сегодняшнему обществу, где утеряны многие нравственные ценности, где человека чаще всего оценивают по материальному положению, нужно научиться видеть прекрасное, уметь восхищаться им, самосовершенствоваться. Нужно прислушаться к мудрым словам писателя, актёра, режиссёра и просто человека Василия Макаровича Шукшина:
« Литература должна помочь нам понять, что с нами происходит». Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного – в наших силах.
Я уверена, что замечательное художественное произведение способно повлиять на человека, может сделать его более добрым и чистым, честным и чутким.
Это выделенно тем, что общество эволюционирует становиться более опирающимся на науку и природу и это отводит на 2 план религию. Пример с опорой на природу Их можеш найти в инете )))) не помню. не одной любую. Удачи.